Форум

Подготовка к детскому саду. Личный опыт мам

b_148_194_16777215_00_images_stories_juornal_3_detsad1.jpg

Прежде чем начать готовить своего ребенка в детский сад, задумайтесь о правильности выбранного вами решения. Если ребенок дружит со всеми ровесниками во дворе и очень ждет бабушку и дедушку не только из-за шоколадки – это не означает, что ребенку не нужно развивать социальный кругозор, учиться дружить с новыми детьми, подчиняться дисциплине сформированного коллектива и старшему обучающему персоналу. Но и если ребенок не хватает каждое чихание в автобусе и в 1,5 года ходит сам на горшок и ест ложкой – не значит, что ему уже перестала быть нужна мама с её заботой, безмерной любовью и убаюкиванием на дневной сон.

Если вы твердо решили, что ваш ребенок должен вырасти социальным существом, или у вас просто нет выбора – работа, трудное материальное положение, и другое, то надо побеспокоиться о его адаптации заранее. Если вы кормите грудью – постарайтесь продлить как можно дольше и сведите на нет дневные кормления.
 

Мой личный опыт подготовки к детскому саду был такой.

Когда моей дочке должно было исполниться 1 год и 9 месяцев, она должна была пойти в сад. В 1 год и 3 месяца мы начали оставлять ее подольше без памперса, приучать к горшку, в 1 год и 4 месяца стали учить есть ложкой, в 1 год и 5 месяцев самостоятельно одеваться, оставшиеся летние месяцы должны были пойти на отработку полученных навыков и их закрепление. Конечно, все это мы делали и раньше, но для себя я разделила эти полгода подготовки на периоды, в которые обращала внимание на конкретный навык. К 1 год и 6 месяцев нам пришлось приглашать няню, так как бабушка к нам каждый день уже не могла приходить, а я продолжала учиться. Перед няней стояла задача приучить ребенка к саду – режиму, самостоятельности, дисциплине.
 
Перед посещением сада надо пройти обычный круг специалистов – лор, хирург, стоматолог, окулист, и др., сдать анализы, выполнить все необходимые по возрасту прививки – это вам расскажет участковый педиатр и даст для заполнения медицинскую карту. Сами же родители могут заняться подготовкой организма ребенка к посещению сада немедикаментозными средствами. Из оздоровительных процедур хорошо с апреля начинать закаливание. Обливание прохладной водой сначала стоп, потом икр, и далее по пояс, начинать надо с воды на 5 градусов холоднее, и понижать постепенно. Разные есть методы, но я всегда из разнообразных источников выделяю то, что подходит мне и моей семье, и применяю «собственный» метод. При любом внедрении в организм надо смотреть на состояние ребенка – и эмоциональное, и физическое. Очень хорошо учить примером, правда, это не про меня – я жуткая мерзлячка. Но моя дочь с папой очень любит обливаться прохладной водой, и даже меня немного подсадили.

Из основных принципов закаливания: систематичность, постепенность, индивидуальный подход. Еще главная особенность закаливания, хоть водой, хоть воздухом – контраст температур на короткое время. Если после обычного душа польете прохладной водой, то скорее почувствуете холод и заболеете. Надо на хорошо разогретое тело лить холодную воду, сначала возможно почувствуете дрожь, но потом по телу разольется приятное покалывание, так  и происходит закалка иммунитета и сосудов. Так же при закаливании важно помнить, что просто обливание водой, на 2 градуса меньше обычной, 10 минут каждый вечер не спасает вашего ребенка от вируса гриппа или «обычной» простуды. Ежедневные пробежки, прогулки перед сном, здоровое питание, режим, гигиена и теплая атмосфера дома – вот залог успешного развития вашего ребенка, особенно на момент внедрения в новый коллектив.
 
При посещении детского сада у некоторых детей стресс вызывает изменения в самочувствии и здоровье ребенка. У кого-то чаще бывают приступы ОРВИ, кто-то страдает нерегулярным опорожнением кишечника – запоры или поносы. Поэтому настройте у ребенка регулярность стула, в определенное время, находясь дома, в спокойной обстановке, давайте больше продуктов, содержащих клетчатку, сухофрукты, каши, избегайте продуктов питания, нарушающие работу кишечного тракта. Для настройки иммунитета применяйте закаливание.
 
Очень многие рекомендуют посетить заранее группу, познакомиться с воспитателями, водить гулять ребенка на площадках детского сада. В нашем случае это было невозможно. Летом все воспитатели в отпусках, садик находился далеко, а группа была еще не отремонтирована и мы вошли в нее уже спустя 2 недели, как начали ходить в сад. Со вторым садом нам повезло больше – он находится в нашем дворе, и мы с дочкой часто ходили мимо и рассматривали гномиков с фонариками. Поэтому к моменту первого посещения сада она уже хотела туда, к новым воспитателям, новым деткам, в новую группу.
 
Мы сразу договорились с мужем, что отводит он, а забираю из сада – я. Бывают исключения, но лучше расстается дочь с папой, хотя я и не сидела с ней с рождения, то есть у нее со мной не настолько сильная связь. Тем более эти полчаса утром – лишнее время для общения папы с ребенком на деле оказывается совсем не лишним.
 
Очень часто наблюдала такую картинку в предбаннике группы. Мама сидит с ребенком на коленях, тот орет на своем непереводимом языке, цепляется за маму, а мама повторяет такие слова: «тихо-тихо, не плачь, я тебя люблю, я тебя никому не отдам, никуда не пойдешь, если не хочешь». Естественно, после нескольких минут рыданий ребенок успокаивается, но маме же надо уходить на работу, и как только она пытается уйти – ребенок опять в слезы, и мама уходит. То есть она нарушает данное ею обещание – «никому не отдам» и «никуда не пойдешь»!  Как вы думаете, этому ребенку легко адаптироваться?! Бывают и такие мамы, которые приводят ребенка настолько, сколько он сам хочет быть в саду, долго собираются в предбаннике, читают книжки, морально настраивают на посещение сада. Но в итоге, те пару часов, что ребенок проводит в саду – он не успевает ни подружиться, ни поиграть, сидит и плачет, или молча ждет свою маму, которая готова по первому зову прилететь к своему чаду. Но это возможно только со свободной мамой. В нашем суетном мире, где царят нервы и скорость, такое не многим под силу.
 
Как ясно из моего описания, мне не нравятся оба эти метода. Мы приводили дочь в сад, помогали переодеться (а не переодевали сами), объясняли, что ждет ее сегодня, с кем она будет играть, что будут делать, все время отвлекали от посторонних криков детей и нервного напряжения окружающей утренней обстановки. Как только контакт терялся, она сбивалась на волну всеобщей паники от расставания с родителями и то же впадала в истерику. Тогда уже никакие уговоры подействовать не могли – целовали, отдавали в руки воспитателю и уходили. Признаюсь, сердце от их криков уходило в пятки (поэтому муж и отводил), но это намного лучше для детей, чем разведение нюней – «долгие проводы, лишние слезы». Тут опять же надо помнить и убеждать самих себя, что это мы делаем не по собственной прихоти или для наказания, а облегчаем ребенку дальнейшую адаптацию в обществе.
 
Важный момент подготовки – психологический. И он должен действовать не только в отношении ребенка, но и самих родителей, а может даже и бабушек-дедушек. Очень важно в присутствии ребёнка не отзываться о работниках сада плохо даже с иронией. Дети тонко чувствуют настрой родителей, интонации, поэтому легко заметят, когда папа с мамой недовольны работой Марь Ванны, что она плохо общается с детьми или неправильно реагирует на поведения детей.
 
Заранее рассказывать малышу о детском саде – что будут там делать дети, какие будут проводиться занятия, кого просить о помощи. Покажите ребенку, как нужно общаться: называйте воспитателей по имени, общайтесь с другими родителями, детьми, поощряйте его обращения к другим,  помогайте и ребенку называть всех по имени, обращаться при необходимости – «Анжелика Матвеевна, отойдите, пожалуйста, в сторонку», «Федя, подай, пожалуйста, мой ботинок», и т.д. Дома расспрашивайте о других детках из группы. Например, моя дочь очень тяжело запоминает имена, и у нее почти все дети – Алёны, Алины и Насти, поэтому мы постоянно интересуемся именем «новой» девочки и акцентируем на этом внимание дочери, исправляем, если она говорит не то имя. Конечно, надо рассказывать ребенку, как надо делиться, защищаться, заводить новые знакомства - настраивать на хороший лад. Не надо преувеличивать настроения в группе: «там будет очень весело, вы будете все время играть, тебя там очень ждут и сразу набросятся на тебя, желая поделиться, поиграть, расспросить».
 
Необходимо растолковать чаду, что все зависит от его поведения и первого настроя, особенно это касается деток около 3-х лет, у которых буйным цветом цветёт кризис 3-х лет, с его агрессией, истериками, самостоятельностью и другими проявлениями.  
Надо настроить и других родственников, особенно недовольных посещением детского сада, что ребенок все равно будет туда ходить, а лишнее напоминание ему о том, что он будет без мамы и что ему будет «плохо» - только ухудшит его эмоциональное состояние и контакт с мамой и воспитателем. И, конечно, не приведет к налаживанию отношений между вами.
 
Нам помогал рассказ о том, что мы с папой пойти в садик не можем – там все маленькое, специально для деток, удобное, и нас туда не пускают. Там столько игрушек, таких, как нет дома. Первый раз в сад мы пошли с ракушкой, привезенной с моря – дочка подарила воспитательнице, и ей было уже не тяжело с ней общаться – мостики были наведены. Возможно, вашему ребенку подойдет проигрывание ситуаций из садовской жизни дома, с игрушками. Подробно показывайте разные ситуации и выходы из них, как себя ведет медвежонок - воспитанник детского сада и остальные куклы, другие дети, и мама – воспитательница. Подготовьте ребёнка к режиму в детском саду – не только на словах, рассказывая о том, что они будут делать, в какой последовательности, но и проводите все эти моменты, как в саду – по расписанию, тогда малышу будет легче адаптироваться.
 
Хорошо бы договориться обо всех нюансах вашего воспитания с воспитателями. Все, что требуют дома, должны требовать и в саду, и наоборот, чтобы ребенок понимал, что это не прихоть взрослого что-то запрещать, а нормы поведения в обществе. Проговорите все особенности ребенка – его эмоциональность, невозможность выполнения какого-то навыка, агрессивность или стеснительность, и другое. Особенно важно предупредить об основных болезнях ребенка, какие лекарства не давать, или что делать при возникновении сложной ситуации. Сразу же обменяйтесь с воспитателями телефонами, возьмите телефон самого сада – бухгалтерии, заведующей.
 
Если у вас что-то не получается – надо пересмотреть ваше отношение и попросить о помощи специалиста. Нельзя пускать на самотёк ситуацию с детским садом с самого начала, потом исправлять будет намного тяжелее.
 
И запомните: главное – настрой! Каждое утро начинайте с доброго приветствия всех членов семьи, вечер заканчивайте совместными прогулками и так же теплой домашней атмосферой. Тогда и у ребенка будут положительные эмоции на посещение детского сада.


Материал подготовила Zamarusia, Мария Еремина, опытная мама двух деток, специально для электронного журнала "МамаСК" (Выпуск №3).
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и наш Instagram , чтобы быть в курсе самых интересный новостей!

МамаСК - сайт для родителей Ставропольского края