Форум

Терапевтические сказки для детей

b_405_299_16777215_00_images_stories_skazkoterapiya.jpgСейчас на просторах Интернета часто можно встретить тексты или записи терапевтических сказок для детей. Они описывают сложные ситуации, с которыми сталкиваются дети, «воспитывают» их, помогают преодолеть страх. Также вышло несколько книг моих коллег психологов, описывающих сам процесс написания терапевтических сказок.

Я же впервые узнала о терапевтических сказках, как об эффективном способе психологической помощи, из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка похожая на тебя…».

Сама Дорис Бретт пишет, что терапевтическая сказка – это находка для тех, кто хочет помочь детям так, чтобы они эту помощь приняли. Однако, в своей книге она описывает случаи успешной помощи и взрослым  людям.

С древних времен с помощью сказок передавали накопленный опыт, описывали быт, предостерегали молодое поколение, помогали детям выразить и преодолеть свои страхи. Если мы проанализируем авторские сказки и рассказы, фильмы и мультики, то можем увидеть схожие задачи с терапевтической сказкой. Многие «советские мультики» - воспитывали  («Берегите воду!», «Великий нехочуха»), помогали преодолевать страхи (Песенка Енота), формировали представление о семье, мире, отношениях с другими людьми (Пингвнёнок Лоло, Умка).

Я тоже в своей  индивидуальной работе с детьми  и с группами детей использую написание индивидуальных  терапевтических сказок. Очень успешными были попытки привлекать самих детей к написанию сказки.

Каждые мама и папа могут стать сказочниками для своего ребёнка.

Выделю несколько важных моментов в терапевтических сказках:

1. Определитесь, какую цель Вы должны достигнуть в сказке.

Например: преодоление страха, адаптация в новом коллективе, рождение младшего ребёнка в семье и т.д.

2. Придумайте главного героя. Если Вы пишите для маленьких детей до 5 лет, то эффективно в качестве главного героя выбирать животное или любимого мультипликационного героя.

Например: при написании сказки для маленькой девочки Лизы, я придумала лисичку Лису.

3. Имя героя и описание его внешности, жизненных событий главного героя это описание реального ребёнка для которого пишется сказка.

Например:
Лисичка Лиса родилась весной в благородной лисьей семье. У неё  была красивая шерстка огненно рыжего цвета, красивый длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. Родители очень любили Лису.  Хорошо заботились о ней, помогали  всему учиться, знакомили с другими животными и рассказывали много всего интересного о лесе и о природе.    Норка Лисы  была очень уютной, но находился немного на отдалении от главной поляны леса. По соседству жили другие животные - волки, белки, совы, лоси. 

4. После вступления и описания главного героя. Можно приступить к описанию трудной ситуации.

Прототип  моей сказки про Лису: девочка  2 года и  3 месяца. Она боится собак.  Началось это примерно в марте этого года, на тот момент ей было 1.8 и она уже больше 2-х месяцев посещала детский сад. С садом проблем не возникло никаких - ходила и ходит с удовольствием, уже в первую неделю осталась на сон. На тот момент (когда девочке было 1. ее речь состояла из звукоподражаний животным и примерно 40 слов-слогов,  большой пассивный словарный запас.  И  однажды она шла с мамой  из детского сада  и услышала лай собаки. Схватила маму за руку (вообще она любит ходить самостоятельно)  сказала "аба кусь-кусь" - собаки укусит и сделала испуганное лицо.

Описание в сказке:
Третьей весной Лиса совсем подросла  слух её стал ещё более  острым,  у неё развилось отличное обоняние . Она хорошо всё запоминала, а также была очень сообразительной и весьма наблюдательной.  Мама и папа отвели Лису  в звериный детский сад. Ей там было хорошо и интересно. Там она могла проявить свои знания и самостоятельность. Воспитательница сова была очень ею довольна и часто ставила в пример другим зверятам.

Однажды, Лиса шла домой с мамой, и неожиданно услышала громкий страшный звук – это был вой волка. Конечно, Лиса и раньше слышала голоса волков. У соседей по вечерам часто выл на луну старший сын - молодой волк. Но сейчас она, почему то очень сильно испугалась и даже схватила маму своей лапкой.  « А вдруг это  чёрный волк… И он нападёт на неё или на маму, или на папу…» После этого волки стали вызывать у Лисы страх, хотя в целом они ей ещё больше стали нравиться. Мама заметила беспокойство дочери и старалась ей помочь. Но страх всё равно не отпускал Лису. Она  даже стала бояться темноты. «А вдруг там  черный волк? Темноте то его совсем и не видно…» - думала Лиса.

5. Теперь добавляем возможное решение проблемы.

Лиса очень старалась быть храброй и забыть о своём страхе, но ничего не получалось.
И это ещё больше её расстраивало.

Однажды, Лиса гуляла сама в лесу и встретила старую ежиху. Ежиха была почти слепой, но что-то искала. Лиса   решила ей помочь.
Оказалось, что ежиха была голодной и искала что-нибудь поесть. Лисе было очень жаль ежиху, и она хотела ей помочь. Лиса вспомнила, что ежи питаются слизняками и улитками. Посмотрела внимательно по сторонам и увидела несколько слизняков. Она поймала их и отдала ежихе. Наевшись, ежиха довольно улыбнулась. «Спасибо тебе деточка.  Давно я уже не ела так вкусно и сытно и не встречала таких добрых зверей как ты» - сказала ежиха.  «Хочу я тебя отблагодарить. – добавила ежиха - Возьми этот камушек на память обо мне.»

Поблагодарила Лиса  ежиху, попрощалась и домой побежала. По дороге домой она долго думала. Вот у ежей острые большие  иголки, а под ними мягкое теплое тело. Наверное,  с такими иголками они совсем ничего не боятся…  Но может быть поэтому у них такие острые и длинные иголки, чтобы защищать мягкое тело. А может это у всех так. У лосей большие и мощные рога, у сов клюв и  когти, у волков зубы. А может и грозный вой нужен волкам, чтобы испугать обидчика.

Лиса ничего не рассказала маме о встрече с ежихой, о своих думах, да и о  камушке. Но она ещё очень долго вспоминала ежиху, рассматривала подаренный ей камушек и думала о том, как устроен мир вокруг.  Ведь ей и самой было и интересно и страшно в этом мире. А когда ей становилось совсем страшно,  она брала камушек и сжимала его в лапке,  и от этого в лапке становилось тепло, не так страшно.

6. Сказка должна быть короткой. Чтобы ребёнок сохранил интерес до конца повествования.

Рейнер Лариса Владимировна, психоаналитически ориентированный психолог в Ставрополе


МамаСК - сайт для родителей Ставропольского края