Форум

Первый раз – в первый класс!

Прошли выпускные в детских садах и для многих родителей и детей теперь впереди новый важный этап в жизни - начало обучения в школе. Подготовка к школе во многих семьях началась ещё год, а то и несколько лет назад. Многие дети с 2-3-х летнего возраста постоянно посещали развивающие студии и центры, а кто-то занимался самостоятельно дома, проходила подготовка и в старшей группе детского сада, организована подготовка во всех в школах. Понять, насколько подготовка была эффективной, можно будет, только в процессе обучения и адаптации в первом классе.

b_402_268_16777215_00_images_stories_shkola_pokupki.jpg

Да и если честно, подготовить ко всем возможным обстоятельствам школьной жизни желание хорошее, но мало реалистичное. Ещё в 2011 году на форуме была создана тема «Ставрополь, где лучше всего подготовят к школе?». В этой теме шел обмен мнениями и опытом подготовки ребёнка к школе в развивающих студиях, на подкурсах в школах, при храмах. Обсуждалось качество, оплата, цели и средства. Форумчанки делились своими переживаниями о психологической и о физиологической готовности своих детей. В рамках других тем форума многократно обсуждался и думаю, будет обсуждаться вопрос о качественной и эффективной подготовке к школе и успешной психологической адаптации.

Материалов, советов, мнений на форуме, да и на просторах Интернет много. Поэтому, в этой статья я лишь поделюсь несколькими своими мыслями:

Первое на что предлагаю обратить внимание родителей первоклассников это на формирование реалистичных ожиданий о школе у ребёнка и у себя. А ещё отделить свои ожидания и/или желания от ожиданий детей.

Например, несколько дней назад я проводила психологическую диагностику будущего первоклассника и по её результатам консультировала его родителей. Так вот мальчик сообщил, что в школе будет хорошо учиться. Он очень хочет быть хорошим для своих родителей, а для них важно, чтобы он хорошо учился в школе. Для него школа, это место где его должны хорошо оценить взрослые, соответственно сам процесс и результат (получение знаний, развитие и закрепление навыков) - утрачивают своё значение. Кроме того, часто у детей ориентированных только на оценки, может быть так, что они ожидают положительной оценки учителя просто так, без прикладывания собственных усилий, так как они претендуют на безусловную любовь и принятие своих родителей. К слову сказать, хорошая успеваемость ребёнка в школе поднимает самооценку самому родителю. Часто родители, которые сами успевали в школе на «три», хотят и «требуют», чтобы их ребёнок хорошо учился.

Для формирования адекватных ожиданий важно прояснить у ребёнка, что он думает о школе сам, хочет ли он идти в школу и почему, а что будет если… Поделитесь своими ожиданиями через «Я» сообщения: «Для меня важно, чтобы ты хорошо учился» или «Мне хотелось бы, чтобы тебе было интересно и хорошо в школе». А в завершении можно сказать: «Это наши ожидания, а как будет на самом деле, мы сможем узнать, когда школа начнётся, многое может быть иначе, чем мы с тобой сейчас думаем. Предлагаю, нам потом снова поговорить об этом.»

Второе. Думаю, очень важно говорить с ребёнком о том, что школа это новый интересный и сложный этап жизни. Возможно, что-то будет получаться легко, а для достижения желаемого результата в другом задании, потребуется приложить усилия. И главное, что ВЫ готовы быть рядом и быть «проводником» и «помощником», вместо «погонщика» и «исполнителя».

В-третьих, важно учитывать разнообразие школьной жизни. Это и сам процесс обучения, это и контакт ребёнка с учителем, это и коллектив одноклассников, и другие дети на переменах, это внеклассные мероприятия и многое-многое другое. Бывает так, что из-за сложности в контакте с учителем, у первоклассника наблюдаются низкий уровень обучаемости и успеваемости, агрессивное поведение и нарушение правил. А бывает так, что из-за конфликтов на переменах с детьми из других классов ребёнок и вовсе боится посещать школу.

Уже сейчас вы можете:

• смотреть вместе мультфильмы и детские фильмы, где есть сюжеты о школах, интересоваться впечатлением и мыслями ребёнка, делиться своим мнением.

• Интересоваться мнением ребёнка при выборе портфеля, одежды, принадлежностей к школе (так делает большинство родителей), его ощущениями и фантазиями о том, как он будет выглядеть в этом образе/пользуясь этими вещами.

• Играть в сюжетно-ролевые игры на тему школы: ответ у доски, смена ролей (ребёнок учитель, вы ученик), общение на переменах, режим первоклассника и т.д.

• Уже сейчас пробовать составлять режим дня, пробовать его соблюдать, вместе обсуждать сложности и достижения, корректировать. Прекрасного вам лета и начала обучения в школе!

Лариса Рейнер (психоаналитически ориентированный психолог, консультант сайта МамаСК)


МамаСК - сайт для родителей Ставропольского края